Советы по установке стационарных дизель-генераторных установок в помещении
В проектировании надежной системы электроснабжения имеется несколько важных моментов. Одной из первых задач будет выбор места работы для дизель-генераторной установки.
Важные правила установки дизель-генераторных установок (ДГУ) в помещении:
- Помещение, предназначенное для эксплуатации ДГУ, должно быть недоступным для посторонних лиц.
- Заранее предусмотренный свободный доступ к месту, где в закрытом помещении будет смонтирована ДГУ. При дефиците места используются съемные дверные блоки и оконные рамы.
- Для совершенно удобного и свободного подхода ко всем узлам ДГУ, для эффективного охлаждения агрегата – требуется свободного пространства вокруг него никак не менее 1 метра по всему периметру и 1, 5 метра сверху.
- Надежная защита агрегата от воздушных взвесей и примесей, дыма, пыли, выхлопных и других газов, копоти, химически активных веществ и прочего.
- Защита агрегата от прямых солнечных лучей, атмосферных осадков, от воздействия внешней среды, недопустимо высоких или низких температур, от возможного просачивания воды в период наводнений и паводков.
- Хорошая и надежная вентиляция.
Установка на фундамент
Все ДГУ поставляются в собранном виде. На основании дизель-генераторной установки, то есть станине, представляющей собой жесткую металлическую раму, смонтированы, располагающиеся ось в ось, силовые агрегаты, генератор и двигатель. При монтаже ДГУ необходимо добиваться жесткого закрепления на правильно подготовленном фундаменте. Крепление осуществляется посредством анкерных болтов, через предназначенные для установки отверстия в основании ДГУ.
Правильный фундамент
Отличный фундамент – железобетонная подушка. Она будет предотвращать проседание агрегата и распространение вибраций, обеспечит жесткую опору. Грунт или пол под подушкой должен быть способным выдержать вес подушки вместе с весом ДГУ. Масса подушки должна в 1, 5 – 2 раза превышать массу самой установки. Длина и ширина фундамента должна отвечать габаритам ДГУ. Глубина фундамента не менее 150 – 200мм.
Требования строительных правил таковы, что при установке ДГУ в помещении, где существует реальная опасность просачивания воды, фундаментная подушка должна быть выше уровня пола. Конструкции зданий, где находится помещение для дизель-генераторной установки, должны быть рассчитаны на нагрузки не меньшие тех, которые привнесет собой установка, монтаж и эксплуатация ДГУ. При этом учитывается дополнительное оборудование и максимально возможный запас топлива.
Снижение уровня вибраций при работе генераторов
Стационарная дизель-генераторная установка обычно оснащена амортизаторами для снижения уровня и распространения механических вибраций, возникающих во время работы двигателя. Амортизаторы ДГУ средней и малой мощности находятся между опорами для установки генератора, двигателя, то есть вибрирующих узлов, и металлической рамой станины, являющейся основанием дизель-генератора. Монтаж производится таким образом, чтобы соединение основания ДГУ и фундамента было бы абсолютно жестким. Тем самым ДГУ окажется надежно закрепленной на фундаменте, а это предотвратит перемещение агрегата во время его работы.
Противовибрационные элементы ДГУ:
- амортизаторы
- сильфон
- гибкий воздушный отвод
Добавочно, с целью уменьшить вибрации предусмотрена система для отвода выхлопных газов. Это будут гибкий сильфон, гибкие соединения трубопроводов для топлива. А также гибкие соединения выпускного воздуховода, силовых и управляющих электрических кабелей, других дополнительных и внешних устройств.
Впускной воздуховод
Воздух, поступающий в камеру сгорания двигателя, должен быть незагрязненным, насыщенным кислородом и как можно более холодным. Воздух, через установленный на двигателе воздушный фильтр, обычно поступает из атмосферы, непосредственно окружающей агрегат.
Однако во многих случаях воздух, находящийся вблизи агрегата, оказывается малопригодным для камеры сгорания из-за повышенной температуры или высокой запыленности. Тогда существует рекомендация для установки дополнительной системы впускных воздуховодов. При помощи чего воздух доставляется через воздушный фильтр и в камеру сгорания не изнутри здания, а снаружи, уже более чистый и холодный. Крайне нежелательна эксплуатация ДГУ без воздушного фильтра. В этом случае резко увеличивается риск попадания пыли, грязи, инородных предметов внутрь самого двигателя через воздуховод.
Охлаждение и вентиляция
Работая, ДГУ выделяет вовне довольно много тепла, вследствие чего температура в помещении, где эксплуатируется агрегат, способна значительно повыситься. Что в свою очередь может негативно сказаться на производительности ДГУ. Чтобы предотвратить отрицательное воздействие перегретого воздуха в помещении, приходится оборудовать агрегат и помещение системой приточно-вытяжной вентиляции. Этим достигается отвод избыточного тепла. Более всего выделяют тепла электрогенератор, двигатель, выпускной коллектор.
Схема расположения ДГУ:
- отверстие для впуска воздуха
- отверстие для выпуска воздуха
Проектируя установку ДГУ, нужно правильно направлять выпускной воздушный поток. В противном случае возможна рециркуляция воздуха, которая значительно снизит эффективность системы охлаждения. Поступать воздух должен со стороны электрогенератора, затем продуваться вдоль двигателя, сквозь радиатор охладительной системы и в результате выгоняться вентилятором через воздуховод за стены помещения.
Впускное и выпускное воздушные отверстия
Что касается размеров впускного и выпускного воздушного отверстия, то они по площади должны быть в полтора раза больше площади радиатора установки. Только тогда обеспечивается свободный воздушный поток, как впускной, так и выпускной. Отверстия целесообразно оснастить защитными подвижными жалюзи. В особенности это важно для холодных районов, чтобы закрывать жалюзи во время отключения ДГУ и тем самым сохранять тепло в помещении. Сохраненное тепло будет обеспечивать последующий более полноценный запуск с быстрым выходом на рабочий режим. Если ДГУ эксплуатируется в автоматическом режиме, подвижные жалюзи оснащаются автоматическим сервоприводом, обеспечивающим их немедленное открывание в каждый момент запуска двигателя.
Вероятно, что мощи воздушного потока, идущего от вентилятора системы охлаждения, будет недостаточно, чтобы открыть подвижные жалюзи. Следовательно, не стоит на это и полагаться. Необходимо проектировать расположение ДГУ в помещении так, как это изображено на схеме. Располагается двигатель как можно ближе к наружной стене, чтобы уменьшить протяженность воздуховода. Воздух, выходящий после обдува радиатора охлаждающей системы, выгоняется вовне через воздуховод, соединяющий область радиатора с отверстием наружу в стене.
Выхлопная система
Посредством выхлопной системы отработавшие газы отводятся в то место, где они не нанесут ущерба здоровью окружающих. Выхлопная система, оборудованная подходящим глушителем, обеспечит, кроме прочего, понижение уровня шумов от работающего двигателя. Разместить глушить можно как внутри помещения, так и за его пределами.
Дизель-генераторные установки, оснащенные защитным кожухом, оборудованы встроенной системой для выхлопных газов. Дизель-генераторные установки в открытом исполнении обычно оборудуются заводским глушителем, сильфоном и выпускным патрубком. В наличии имеется дополнительный комплект для монтажа. В нём – добавочное колено трубопровода, опорные кронштейны и гибкие сильфоны. Этот комплект рекомендуется в случае крепления системы выхлопа к потолку. Для случаев вывода выхлопов через наружную стену имеется установочный комплект глушителя, состоящий из трубопровода, стенного термокомпенсатора и козырька для внешней защиты. Вышеперечисленные дополнительные комплекты не включаются производителями в штатную поставку.
Проблема обратного давления
Проектируя выхлопную систему, заказчику необходимо помнить, что избыток так называемого обратного давления способен существенно понизить выходную мощность дизельного двигателя. Что отрицательно скажется на сроке службы дизеля и, кроме того, увеличит расход топлива.
Отсюда понятно, что при установке следует строго наблюдать за тем, чтобы обратное давление не превышало бы значения, установленного производителем ДГУ. Чтобы уменьшить обратное давление, выхлопная система должна оказаться как можно более прямой и наиболее короткой. Радиус закругления каждого из соединительных колен должен превосходить внутренний его диаметр не менее чем в полтора раза. И в целом вся конструкция выхлопной системы должна иметь длину не больше 3 метров.